Сейчас зажигалку используют в основном для того, чтобы раскурить сигарету. Но в 15 веке такое устройство было нужно людям для другого: чтобы сделать более удобным оружие. Прототипами современных зажигалок можно считать несколько ружейных механизмов, служивших для поджога пороха.

1. Фитильный замок

Так называлась часть мушкета или аркебузы, которая помогала поджигать заряд. Дергаем спусковой крючок – тлеющий фитиль опускается в ложбинку с порохом. Соответственно, нужно было заранее поджечь фитиль. При этом в самый важный момент его мог задуть ветер. А оставшиеся огарки могли поджечь следующий заряд тогда, когда не нужно было стрелять. Механизм, конечно, делал ружье более удобным, но явно нуждался в усовершенствовании.

фитильный замок

2. Колесцовый замок

Главными деталями здесь выступают колесико с насечками и пирит, из которого можно выбить искры (что-то вроде кремня). Заводим ключом пружину и нажимаем на спуск. Пружина крутит колесико и опускает на него курок с пиритом. Колесико высекает искры и поджигает порох. Ничего не напоминает? Колесцовый замок считался удобным, но слишком сложным и дорогим, плюс он быстро изнашивался.

колесцовый замок

3. Ударно-кремнёвый замок

Вместо колесика здесь кресало (стальная пластинка), вместо пирита – кремень. Спускаем курок – кремень бьет по кресалу, вылетают искры. Ударный замок изобрели примерно в одно время с колесцовым. Изначально он тоже имел сложную конструкцию, и какое-то время три механизма существовали параллельно, соперничали. В итоге ударно-кремнёвый замок модернизировали так, что он вытеснил два других устройства.

колесцовый замок

По сути, и оружие прошлого, и современные зажигалки используют идею огнива. Огниво можно считать древней зажигалкой (хотя его применяют и в наше время). Оно тоже состоит из кремня и кресала. Но, чтобы появился огонь, нужен еще трут: сухие листья, веточки, мох. Пока не изобрели огниво, огонь добывали трением или ударами камнем о камень.

Эволюция зажигалки

Первой зажигалкой было механическое огниво. Свидетельства о такой штуковине относятся к 1662 году. По описанию, это ящичек с трутом, оборудованный чем-то вроде колесцового механизма.

В 1823 году Иоганн Вольфганг Дёберейнер изобрел зажигалку, которая работала на водороде и серной кислоте. Это была довольно громоздкая и опасная вещица.

В 1867 году компания Cartier запатентовала зажигалку, которая была разработана на основе ударно-кремнёвого замка. Но такая модель тоже не могла иметь карманные размеры.

В 1903 году Карл Ауэр фон Вельсбах изобрел сплав ферроцерий. Из него стали делать компактные кресальные камни. К такому камню добавили колесико с насечками и пропитанный бензином фитиль. Так и появилась современная бензиновая зажигалка.

В 1947 году изобрели газовую зажигалку, ту, что сейчас наиболее популярна в нашей стране. В 1970-х годах появились зажигалки с пьезоэлементами. А в 1980-х начали выпускать турбозажигалки, которым не страшен ветер.

Турбозажигалки обрели особую популярность в среде любителей сигар. Газ здесь подается под давлением. Это обеспечивает ровное и мощное пламя. Оно позволяет быстрее раскурить сигару и добиться более равномерного горения табака. В турбозажигалки даже начали встраивать гильотины. Получился удобный комбодевайс для афисионадо.

Практически все исторические механизмы нашли себе применение в современном мире. Какие только поджигательные устройства сегодня не встретишь: газовые и бензиновые, кремнёвые и пьезоэлектрические, кухонные, автомобильные, туристические, сувенирные… И обязательно еще появится что-нибудь принципиально новое.

Комментарии
Ваш комментарий